Три компонента IT-стартапа

IT-стартап

Давно я хотел эту статью написать… Но таки отдельные разговоры на эту тему и некоторые высказывания в соцсетях добили меня. Итак, что будем считать IT-стартапом? Скажем так: стартап, использующий специализированное ПО или приложение. Свои измышления пишу, основываясь как на опыте развития своих стартапов, так и глядя на другие. Конкретно это были 1С:Франчайзи + туристические стартапы из тусовки Travel Startups. Что касается 1С:Франчайзи, то это может быть развитие нового направления автоматизации. В туризме это новые приложения или программное обеспечение.

Вот какие три компонента, на мой взгляд, необходимы для успешного развития IT-стартапа:

  1. Технология
  2. Контент
  3. Маркетинг

Это в порядке возрастания важности. Объясню, используя примеры.

 

1. Технология

К сожалению, большинство идейных вдохновителей IT-стартапов зациклены на технологии. Оно понятно – ведь в технологии и видится основное ноу-хау проекта. Но правда такова, что за редким исключением (например Facebook), технологии далеко не достаточно. Мало того! Часто оказывается, что такая или похожая технология или уже есть, или ее создать намного проще, чем кажется. Просто нужно идти по пути создания на старте минимального продукта (MVP). С другой стороны, часто бывает, что хочется, например, создать некий туристический агрегатор, но изначально не все препятствия видны. Иногда основатели IT-стартапов не учитывают какой-то специфики: сервера могут не справиться с трафиком, или технологически невозможно агрегировать разные туры из-за разного формата представления.

Пример того, что технология не так важна, как кажется: Агрегатор экскурсий izi.travel сейчас наиболее популярен, но такие агрегаторы были и раньше! И по большому счету сделать такую платформу не так уж сложно. Почему же именно izi.travel занял лидирующие позиции? А вот об этом дальше.

Будет уместно тут привести цитату:

“Смех смехом, а большинство наших основателей-технарей считают, что самое главное в проекте – это качественно сделанный софт (прибор, установка, система… – ненужное зачеркнуть, нужное добавить). Хороший товар сам себя продает. Еще полтора века назад в Англии нельзя было рекламировать свои товары и услуги.
Инженеры не умеют продавать – и не должны. Но должны знать, что сейчас маркетинг и продажи занимают в “продукте” 80%, а технология – лишь 20%. Условно, конечно. Как посчитать, чего стоит одно удачное buzz word, проделавшее дыру в наших мозгах?”

Людмила Голубкова, CEO инвестиционного фонда Starta Capital

 

2. Контент

С контентом все сложнее. Если есть агрегатор, то его надо чем-то наполнить. Если есть сервис, то должно быть какое-то наполнение. Часто оказывается наполнить контентом в 10 раз сложнее и затратнее, чем создать технологию. Важно еще то, что часто тот, кто делает технологию, совершенно не умеет делать контент. Поэтому да – идеальная бизнес-схема, когда Ваша технология и маркетинг, а контент делают другие. Модель Яндекс.Маркета, модель Youtube. Тогда вам останется только Технология и Маркетинг. Но важно понять, почему другие захотят делать для Вас контент. Поверьте, это крайне непростая задача, которую можно отнести к маркетингу, просто Вы ищете не покупателя, а, например, товар.

Пример с той же izi.travel . Вы думаете, 20 млн Евро инвестиций ушло на технологию? Нет! Это деньги на то, чтобы создать настоящую экосистему, объясняя, зачем всевозможным типам авторов (музеи, тур. офисы, тур. бизнесы, гиды и пр.) тратить свои силы на создание контента, какой профит им это приносит, где взять на это деньги. Со-основатель проекта Егор Яковлев с командой ездил по всему миру и продвигал свое приложение, и около полутора десятков стран. Приходилось продвигать не платформу, а саму идею мобильного сторителлинга. Это годы работы! И это еще только шаг к монетизации проекта! Монетизация потом! Сперва технология, потом контент, и уже потом – маркетинг.

Еще пример – мой проект Tourex.me, агрегатор сложносоставных (в основном экскурсионных) туров. Посколько такие туры не имеют единого формата, мы сделали свой. Он получился очень навороченным. Но мало кто из поставщиков захотели сами туда заносить туры – на первых порах пришлось это делать за них. А причина проста – они это будут делать тогда, когда почуют, что тут пойдут продажи. А это уже маркетинг.

 

3. Маркетинг

А вот теперь самое главное. Почему вы решили, что у вас будут покупать? Почему-то многие думают, что все покупатели будут просто в восторге от технологии и будут покупки без рекламы и поедание контента. Я тоже думал со своим “Турэксом”, что хороший продукт сам себя продает. Но это не так практически всегда. И это главное разочарование стартапов. В маркетинг надо вкладывать много денег и сил, иначе не взлетит.

Но при этом и товар должен быть востребован. Один из директоров решил продавать продукт для автоматизации отелей на 1С. Горел прям идеей! Я говорю – ты погоди нанимать людей, погоди давать рекламу. Ты хоть одному отелю продай! И объяснил, зная отрасль, с чем он столкнется. Пыл поубавился. О том, как запускать новое направление в 1С:Франчайзи, я писал отдельную статью.

Ну а для туризма все еще сложнее. Все знают, где брать туры, билеты, экскурсии. Сложно придумать что-то новое – товар-то тот же. Поэтому и тяжело будет переманить публику пользоваться Вашим сервисом.

 

Желаю вам удачи в ваших начинаниях!

Но помните: технологии не достаточно!

 

(с) Илья Отькало, Егор Яковлев

 

 

Три компонента IT-стартапа
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *